Когда речь заходит о категориях «инь» и «ян», то в сознании китайца в первую очередь возникает ассоциация с персонажем народного эпоса «господином Иньян», другими героями преданий, сказок и легенд. Для многих слова «инь» и «ян» даже ста¬ли как бы синонимами феодальных предрассудков. Поэтому часто учение об «инь» и «ян», используемое в традиционной китайской медицине, рассматривают как мистификацию.
На самом деле это абсолютно ошибочная точка зрения. В нашей повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с «инь» и «ян» (перевод терминов с китайского языка: «инь» — женское начало, пасмурный, хмурый, темный, холодный, «ян» — мужское начало, светлый, солнечный, теплый, — (Прим. пер.). Так, вокруг нас есть затемненные или затененные участки местности («инь») или освещенные солнцем («ян»); погода может быть дождливой («инь») или солнечной («ян»). Традиционный лунный календарь мы называем «нунли» или «иньли», григорианский календарь — «гунли» или «янли» и т. д. В современной науке «инь» и «ян» обозначают соответственно «отрицательное» и «положительное». Например, в физике заряд может быть отрицательным («инь») или положительным («ян»), в химии — отрицательные ионы («инь») или положительные («ян»). В медицине используют понятия «женский пол» («инь») и «мужской пол» («ян»). О результатах научных экспериментов говорят, что они бывают отрицательными («инь») или положительными («ян»).
Отсюда видно, что «инь» и «ян» являются противоположными категориями и используются для характеристики сущности предмета или явления, его различных сторон. Эти категории существуют как в быту, так и в науке. К ним ни в коем случае нельзя относиться как к предрассудку.
Учение о «инь» и «ян» первоначально представляло собой часть древней китайской философии. Оно сформировалось и начало развиваться еще в такие отдаленные времена, как эпоха Восточная Чжоу (770—256 гг. до н. э.), период Чуньцю (770—476 гг. до н. э.), период Воюющих царств (475—221 гг. до н.э.). Учение о «инь» и «ян» не только объясняет различные явления окружающего мира, но и проникло в сферу медицины, стало важной составной частью теории традиционной китайской медицины, пронизывает практически все ее области и направления.
Так, если рассматривать строение человеческого тела, то его верхняя часть относится к «ян», нижняя — к «инь»; то, что находится снаружи, это «ян», внутри — «инь»; опорно-двигательный аппарат это «ян», внутренние органы — «инь». Каждый внутренний орган также имеет две стороны, или характеристики, например, сердце или почки обладают как свойствами «инь», так и чертами «ян».
Если подходить с точки зрения физиологии, то нормальная деятельность организма осуществляется в условиях равновесия и согласованности двух характеристик — «инь» и «ян»; рассогласование ведет к возникновению заболевания.
Так же и при постановке диагноза, т. е. определении существа заболевания, используются понятия «инь» и «ян». Так, болезнь может быть квалифицирована как носящая черты «инь» и как носящая черты «ян». При лечении выбираются такие методы, которые способствуют восстановлению равновесия и согласованности «инь» и «ян».
Например, если организм человека страдает нехваткой характеристик, относящихся к категории «инь», то соответственно развиваются и превышают допустимые пределы черты «ян» — создается клиническая картина, которая именуется «нехватка «инь», избыток «ян»; в результате могут появиться такие симптомы, как головокружение, головные боли, покраснение лица и глаз, нервная возбудимость, бессонница, сухость во рту и др. — это особенно часто проявляется у лиц, страдающих повышенным кровяным давлением. Для снятия этих симптомов необходимо восполнить нехватку «инь» и снизить уровень «ян», т. е. согласовать эти две стороны и снова восстановить между ними равновесие.
Учение о «инь» и «ян» помогает традиционной китайской медицине объяснить физиологию заболевания, поставить правильный диагноз и назначить лечение. Это учение отличается богатством содержания, конкретностью и способствует выработке эффективных мер воздействия на организм. Оно не является какой-то сказкой, а представляет собой целостную методологию, отражающую объективную реальность, способную дать ответы на разнообразные вопросы медицинской науки. Это учение отражает своеобразие теоретической базы традиционной китайской медицины.