В концепции ян и инь объединяются два противоположные начала, которые отражают различные стороны явлений, предметов. Являясь первородными элементами, они обладают бесчисленными свойствами. Буквальный перевод этих иероглифов: ян — светлая сторона горы, реки, инь — теневая сторона. «В круговорот инь-янъ включается то, что с логической точки зрения несопоставимо, вещи разного порядка, положим физическое и психическое, духовное и материальное, внешнее и внутреннее, макро и микромир: все оказывается взаимосвязанным, взаимообусловленным, подчиненным единым законам» . Ян — мужское начало, инь — женское начало. Солнце — ян, луна — инь; верх — ян, низ — инь, твердый — ян, мягкий — инь, возбуждение — ян, торможение — инь, сухой — ян, мокрый — инь, и т. д. Между этими силами существует борьба, и они находятся в динамическом равновесии. При значительном усилении ян уменьшается инь и наоборот. При максимальном усилении ян это начало может превратиться в свою противоположность — инь. То есть возможно взаимное превращение. Инь и ян взаимно дополняют друг друга, находятся в постоянном движении. В приложении к человеку поверхность тела — ян, внутренние органы — инь, их функции — ян; спина — ян, живот — инь и т. д. При рассмотрении любой структуры в ней можно выделить элементы инь и ян. Почки - это инь- орган, но надпочечники по отношению к почкам — ян-орган. В процессе пищеварения для расщепления и всасывания питательных веществ (инь) необходимо израсходовать часть заключенной в них энергии — ян. В инь есть зачаток ян и наоборот. В Китае взаимодействие инь и ян изображалось в виде монемы Пища — инь, энергия — ян. В движении есть покой и в покое есть движение. «Колесо движется потому, что ось неподвижна» - говорят даосы. Взаимодействием этих сил объясняется движение и все превращения в природе. Взаимопорождение и взаимовлияние первоэлементов также основывается на концепции инь — ян. Т. П. Григорьева предложила три условные модели: «Белое или черное — европейская модель: белое станет черным — китайская модель, белое и есть черное — индийская модель» .
На изображении инь янь даосская модель, ее относительный характер противоположностей. В буддийской модели относительность доходит до абсолюта; отсутствие противоположности — чистый круг.
В школе Цзоу Яня (IV в. до н. э.) концепции инь — як и у-син были объединены в единую систему. В древнекитайском философском трактате «И-цзин» («Об изменениях») говорится о первопричинах, которые рождались при взаимодействии ян и инь: вода (шуй), огонь (хо), дерево (шу), земля (ту), металл (цзинь). Первостихии (первоэлементы) — основа всех вещей и явлений природы. Между ними существуют отношения взаимного порождения (отношения мать — сын). Эти связи изображены сплошными линиями: вода — дерево — огонь — земля — металл. Также имеются и взаимноподавляющие связи: вода — огонь — металл — дерево — земля. Они изображены пунктирными линиями. В трактате «Хуанди ней-цзин» говорится о том, что человек, который является продуктом взаимодействия неба и земли, ян и инь тоже содержит в себе эти пять элементов. Медицина была в те времена частью философии и провозглашала единство человека с природой. Хотя небо и почиталось наивысшей силой, ему не приписывалось создание мира. «Небо и человек не превосходят друг друга» (Чжуан-цзы, 369—268 гг. до н. э.). Сюнь- цзы (298—238 гг. до н. э.) учит, что великое небо и земля являются частями единой материальной природы». Каждый элемент связывается со временем года. Дерево — весна, огонь — лето, металл — осень, вода — зима. Этим элементам соответствуют органы человеческого тела, стороны света, эмоции и т. д. (таблица 1). Цифра пять — основа этой системы, поскольку она основана на 5 перво - элементах. Так как человек состоит из тех же первоэлементов, что и вселенная, то он тесно с ней взаимосвязан. Жизненная энергия (чи), появляющаяся при взаимодействии организма с окружающей средой, циркулирует в нем и объединяет в единое целое органы и системы человеческого тела. Чи можно рассматривать как уровень функциональной активности систем и всего организма в целом. Выделяют первичную чи (врожденную), которая определяет развитие организма, ответные реакции на неблагоприятные воздействия; защитную чи, циркулирующую в коже и мышцах; дыхательную чи, питательную чи. Помимо жизненной энергии существует субстанция (чин), врожденная и приобретенная, образующаяся из пищи и воздуха. Кровь (сюе), несущая питательные вещества, тесно связана с субстанцией. Возможны взаимные превращения. Также существуют телесные соки (цзинь-е), к которым можно отнести все другие жидкости организма. Духовное начало (шэнь), включающее в себя сознание, мысли, волю, является главным признаком жизни. Составные части шэнь связаны с различными органами. В «Хуанди- ней-цзин» говорится так:
- Печень управляет душой,
- Сердце управляет духом (настроением),
- Селезенка управляет идеями (мыслями),
- Легкие управляют внутренним настроением,
- Почки управляют волей.
Нарушение функционирования этих органов приводит к изменениям шэнь, т. е. психические функции имеют материальную основу.