«Знание есть результат соприкосновения с внешним миром». Восстановленное толкование текстов поздних моистов. Пекин, 1958. С.53.
В древнем Китае процветала философия, литература. В 1 тысячелетии до новой эры господствующим являлось религиозно-мифологическое мировоззрение. Происхождение мира в одном из мифов описывалось следующим образом: «...в бесформенном мраке родились два духа (или бога) инь и ян, которые занялись упорядочением мира. Впоследствии эти духи разделились: дух ян стал управлять небом, а дух инь — землей». Мифологические представления включаются затем в философские концепции. Одной из них стала концепция пяти первостихий (огонь, земля, металл, вода, дерево), из которых состоит все сущее. Эти элементы взаимосвязаны, оказывают влияние друг на друга. Причем, существуют связи как конструктивные, так и деструктивные (рис. 1). Эта концепция материалистична. После периода формирования философских воззрений (VIII—VI вв. до н. э.) наступил золотой век древнекитайской философии (VI—III вв. до н. э.). В этот период формируются философские школы — конфуцианство, даосизм, моизм, легизм (законники), натурфилософия. Поскольку канонизированное конфуцианство отвергало естественно-научные наблюдения, наивно-материалистические идеи о двух началах (инь и ян) и пяти первоэлементах явились методологической основой китайских естествоиспытателей, в частности, врачей. Китайская народная медицина до настоящего времени руководствуется ими. В связи с этим необходимо подробнее рассмотреть эти концепции.
Но в начале несколько слов об одном из основных понятий китайской философии — Дао. Оно было сформулировано Лао-цзы и положено в основу религиозного учения Даосизма. Дао — это путь поддержания гармонии между небом и землей, между человеком и природой. Для этого человек должен подчиняться законам природы. Если следовать этим законам, то можно достичь активного долголетия. Понятие Дао наиболее всеобъемлющее в китайской философии. Оно было принято всеми философскими школами, хотя интерпретация его менялась. Идея Дао изложена в трактате «Дао де цзин», создание которого приписывается Лао-цзы (VI—V вв. до н. э.). В нем так характеризуется это понятие: «Оно незримо и его нельзя услышать. В действительности оно неисчерпаемо (§35). Дао постоянно осуществляет недеяние, однако нет ничего такого, что бы оно не делало (§37). Дао рождает одно, одно рождает два, два рождают три, а три рождают все существа. Все вещества носят в себе инь и ян, наполнены ци и образуют гармонию (§42). Дао глубокая основа всех вещей (§62). Дао совершенномудрого — это деяние без борьбы (§81). Дао бестелесно и его материальным выражением является дэ. Превращения невидимого дао бесконечны. Дао — глубочайшие врата рождения. Глубочайшие врата рождения — корень неба и земли. Оно существует вечно подобно нити, и его действие неисчерпаемо (§6). Обобщил все стороны даосского учения Гэ Хун (284— 363 г. н. э.) в сочинении «Баопу-цзы» (Мудрец, объемлющий первоначальную простоту).
Для даосов необходимо научиться видеть. «Научись видеть, где темно, и слышать, где тихо. Во тьме увидишь свет, в тишине услышишь гармонию» (Чжуан-цзы. 369— 268 гг. до н. э.). Даосы призывают к самоусовершенствованию, духовному росту, свободному поиску. Человек, постигший дао, видит в вещах их сущность и действия его соответствуют ей. Он чувствует даже невидимую цель и попадает в нее. В частности, иглотерапевт безошибочно попадает в акупунктурные точки. Учение о Дао послужило основой психофизической подготовки с целью самозащиты — У-Шу. Если шаолинская школа у-шу идейно связана с чань-буддизмом, то школа тайцзицюань испытывала влияние Даосизма. К тому же чань-буддизм (или дзэн-буддизм) сам возник как синтез индийского буддизма, даосизма и других китайских учений. Умение управлять своим вниманием, концентрировать внимание, энергию в нужный момент, а также познание объекта, проникновение в его сущность позволяет эффективно на него воздействовать. Н. В. Абаев приводит такой пример из «Чжуан-цзы-цзицзе». Если мясник с помощью полного отождествления себя с объектом (бычьей тушей) постигал своим мысленным взором ее внутреннюю структуру и «чувствовал» самые слабые места, то он рассекал ее одним ударом. То же происходит с борцами, фехтовальщиками на мечах. Состояние психической концентрации проявляется в действии, действие является его продолжением, что позволяет добиться успеха в военно-прикладных искусствах. А. Райт так характеризует даосизм: «Учение о единстве мира: все феномены (и человек) вплетены в единую сеть — вечный поток, в котором за высшей точкой развития каждого обособленного явления следует его переход в свою противоположность; убеждение, что идеальное общество возможно только на основе приближения к природе, опрощения; вера в то, что человек посредством созерцания, диеты, сексуальной гигиены, алхимии может обрести состояние совершенства» ... . Можно добавить, что в даосскую практику входили также гимнастика, дыхательные упражнения.