Врачебная наука Тибета связывает жизнь с постоянством энергии жизненной теплоты живой единицы. Физиологические процессы для поддержания определенной энергии жизненной теплоты ведут борьбу с внешними или с внутренними, с отдаленными или ближайшими, с постоянными или временными причинами, стремящимися нарушить эту энергию. По взглядам представителей медицины Тибета, это положение не меняется и в том случае, когда речь идет о клетке, или о любом органе, или о всем организме в целом.
«Чжуд-ши» выделяет три главных жизненных процесса в организме, которые, в свою очередь, подразделяются на множество дополнительных, находящихся в прямой зависимости от главных. Все эти три жизненных процесса влияют на функции «жизненно-живой энергии», ее силу и теплоту. То есть, по сути, на возможность самой жизни человека.
Первый жизненный процесс. Это восприятие, уподобление, всасывание, усвоение, удаление-очищение-расходование воздуха. Этот процесс регулирует дыхание, двигательные функции внутри организма, способствует «всякого рода деятельности и напряжению», пищеварению, усвоению, проглатыванию пищи, регулирует работу шести чувств, влияет на характер и волю человека, так как под воздействием этого процесса находится центральная нервная система «с ее чувствительными, двигательными и сочувственными нервами», а также мышцы, сухожилия и связки. Кроме того, он оказывает непосредственное воздействие на головной мозг.
Если в этом сложном процессе происходят сбои и нарушения, то они сразу же отражаются на энергии «жизненно-живой теплоты», вызывают колебания в ее балансе. Объективно это сразу же заметно по животу, который вздувается, становится твердым и упругим. Кроме того, об этом говорят и такие признаки, как «красный, сухой, жесткий язык, водянистая, с обильным количеством пены урина, толстый, но пустой, останавливающийся по временам пульс, зевота, дрожь, потягивание, ощущение холода, боли в пояснице, в костях и суставах, покалывание в различных местах. Напрасные позывы о рвоте, притупление шести чувств, дурное настроение; эти признаки усиливаются в голодном состоянии и исчезают при употреблении маслянистой питательной пищи».
Расстройство этих процессов происходит «при распутном, разгульном образе жизни, тяжелой работе, физическом и умственном перенапряжении, длительных разговорах в голодном состоянии, частых печалях, огорчениях, сильных рыданиях, употреблении горькой, малопитательной и грубой пищи. Способствуют этому и нарушения такого свойства: обильные кровотечения, сильный понос, частые простуды. А также чрезмерная эксплуатация одного из шести чувств. Шесть чувств функционируют нормально, когда человек имеет нормальное зрение, слух, обоняние, вкус, осязание и ощущение полной удовлетворенности (физической и умственной), зависящей от индивидуальности и являющейся результатом первых пяти чувств».
Второй жизненный процесс включает в себя жизненные процессы желчи. Он способствует проявлению голода, жажды, аппетита, участвует в пищеварении, поддерживает жизненную энергию, влияет на сохранение окраски, а также именно благодаря ему человек волен проявлять свои способности и быть храбрым. Вообще желчи тибетская медицина уделяет особое внимание. Рассматриваются пять ее видов: а) желчь, способствующая пищеварению (именно она вызывает проявление энергии тела); б) желчь, содействующая превращению пищи в субстанцию, годную для питания тканей; в) желчь кровеносной системы и сердца, она особенно влияет на деятельность центральной нервной системы, и благодаря ей у человека появляется ясность мыслей, энергия, решительность, разные желания и интересы; г) желчь, жизненные процессы которой совершаются в зрительном аппарате. Благодаря ей появляются пигменты, необходимые для функции зрения; д) желчь костной системы, дающая коже, ее тканям свойственную им окраску.
Под влиянием расстройства жизненных процессов желчи энергия «жизненноживой теплоты» усиливается. Вызывают это «злоупотребление пищевыми веществами жгучего и приятного вкуса, обильное употребление горячей и острой пищи, продолжительный сильный гнев, сон днем, усиленная сидячая работа, чрезмерное усиление при поднятии тяжелых вещей и производстве земляных работ, чрезмерные гимнастические упражнения, беганье, борьба, драка, падение с лошади, ушибы, падение с высоты, удары, чрезмерное употребление мяса, масла и вина».
Внешне это опять-таки видно по животу - он вдавлен и мягок, а также по следующим показателям: «бледно-желтый, толстый, весь покрытый налетом язык, красновато-желтая с большим количеством пара и с дурным запахом урина, скорый, ясный и сильный пульс». Кроме того, существуют еще и такие признаки: при усилении жизненных процессов желчи человек возбужден, напряжен и в то же время ощущает сонливость. Все шесть чувств его обострены, у него горячее тело, «слизистые оболочки наружных отверстий, белки, кожа, ногти и видимые слизистые оболочки принимают интенсивно-красную окраску, а зубы -ясно-желчную окраску; язык припухлый, с желтоватым толстым налетом», стул неустойчивый и обычно имеет желтую окраску.
«Расстройство жизненных процессов желчи, -говорят тибетские врачи, -возникает при продолжительном употреблении острой, горячительной пищи и при сильном, утомляющем физическом труде и обнаруживается горечью во рту, головными болями, ощущением чрезмерной теплоты в организме, колотьем в грудной области, усиливающимся после пищеварения; в прохладе и при приеме прохладной пищи и питья признаки эти исчезают».
Третий жизненный процесс подразумевает жизненные процессы слизистосерозной и млечно-лимфатической системы. Они рассматриваются в пяти ипостасях: 1) те, которые совершаются в брюшной и грудной областях и служат источником всех остальных, а также они регулируют водообмен; 2) те, которые происходят в верхних путях желудочно-кишечного тракта (служат, естественно, для нужд пищеварения); 3) те, которые совершаются в полости рта, -с их помощью формируются вкусовые ощущения; 4) те, которые протекают в коре головного мозга, -им подвластны все шесть чувств, логика, сон; 5) те, которые совершаются в суставах, в различных полостях, влагалище, — они укрепляют организм и облегчают всякого рода движение, позволяют сохранить мягкость и эластичность в организме.
К причинам, расстраивающим жизненные процессы слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы, относятся: «злоупотребление пищей горького и приятного вкуса, продолжительный отдых после обильной еды, сон днем; опасно также долго находиться в сыром месте или носить влажную одежду, зябнуть, много купаться, употреблять в большом количестве свежие, сырые и гнилые ягоды, семена, плоды, овощи, жирную козлятину, мясо буйвола, растительные масла, старое несвежее масло, вообще сырую зелень, сырую, недоваренную, переваренную, копченую пищу, козье молоко, кефир, кумыс, холодный чай. Особенно вредно употребление пищи до усвоения ранее принятой». На расстройство этих процессов указывают: «бледно-желтый, толстый, весь покрытый налетом язык, красновато-желтая, с большим количеством пара и дурным запахом урина, скорый, ясный и сильный пульс».
Кроме того, человек слабеет, становится апатичным, плохо спит, все время мерзнет, «все слизистые оболочки наружных отверстий бледны, белки, кожа, ногти, видимые слизистые оболочки, зубы теряют свой блеск, язык тонкий, бледный; все шесть чувств притупляются».
Таким образом, все эти три важнейших и сложнейших процесса необходимы для поддержания жизненной силы организма, или, как говорят последователи тибетской медицины, «жизненно-живой теплоты». Чтобы сохранить ее, чтобы организм работал стабильно, человек должен соблюдать четыре важных условия:
1. Сознательно и разумно питаться.
2. Вести здоровый образ жизни.
3. Следить за своим здоровьем соответственно времени года.
4. Спокойно и разумно реагировать на окружающую обстановку, «сообразовываясь со своей индивидуальностью», иными словами -умело пользоваться своими страстями (в современном понимании -избегать стрессов).
Следует помнить, что у пожилого человека чаще всего выходит из строя первый процесс (восприятие, уподобление, всасывание, усвоение, удаление-очищение-расходование воздуха), в юности более уязвим второй (жизненные процессы желчи), в младенчестве более всего подвержен нарушениям третий (жизненные процессы слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы).
Внешние факторы также влияют на степень жизнедеятельности трех процессов. В холодной и ветреной местности легко нарушается первый; в сухой, жаркой, открытой -второй; в сырой, черноземной, плодородной - третий. Лето, вечер и рассвет представляют опасности для первого; осень, полдень и полночь -для второго; весна» сумерки и раннее утро - для третьего.