Тибетская медицина относится к древним традиционным медицинским системам, имеет многовековой опыт в применении лекарственных средств природного происхождения. Она была широко распространена в свое время в странах Центральной Азии — Тибете, Монголии, в России — на территории современной Тувы, Калмыкии и Забайкалья. Исторически установлено, что медицина Тибета формировалась под влиянием более развитых соседних государств — Индии и Китая, с которыми народы Тибета поддерживали всегда тесные культурные связи.
Особенно велико воздействие Индии, страны мудрецов, философов, лекарей. Вот почему нередко тибетскую медицину называют еще индо-тибетской.
В индийской мифологии (по ней ученые пытаются проследить историю развития медицины в этой части Востока) говорится, что первыми врачами были боги и небесные духи.
Одна из легенд, в частности, повествует о том, что автором Аюрведы (науки о жизни) был Брахма и что знания появились в мире раньше человека. Брахма обучил медицине небесного покровителя различных дарований — Дакшапати, от него секреты врачевания передались «божественным близнецам» —Ашвинам, потом — могущественному Индре и наконец к мудрецу Бхарат-вадже. Последний собрал мудрецов со всей Индии в гималайской обители и подробно изложил им «науку о человеческих болезнях и методах их лечения для долгой и не омраченной страданиями жизни». Интересно, что, по мифологии, знания пришли к людям сверху, от Бога, но реализация их, практическое применение доверено уже человеку, мудрецу. Не случайно древнеиндийская мудрость гласит: «Если кто-нибудь говорит или делает с истинным знанием, то за ним следует счастье, как неотступная тень».
В тибетской литературе мы встречаем аналогичные мифы о божественном происхождении врачебной науки. Вот один из характерных. В давние времена люди не питались материальной пищей и жили без болезней очень долго. Но как-то человек решил попробовать вещество, похожее на мед, и заболел. Случилось несварение. Узнав о страданиях человека, Брахма посоветовал ему выпить кипяченой воды. Болезнь прошла. С тех пор, гласит легенда, первым врачом считается Брахма, первым лекарством — кипяченая вода, первой болезнью — несварение.
Этот миф можно встретить в одном из комментариев к четырехтомному трактату «Чжуд-ши» — главному каноническому источнику тибетской медицины, включившему в себя все тонкости и особенности этой величественной ветви знаний.
В переводе название его достаточно длинно, но отражает главный смысл произведения: «Сущность целебного, трактат, содержащий сокровенные наставления касательно восьми главных статей медицины».