Вино - этим словом в «Чжуд-ши» определяются любые спиртные напитки от пива до водки («из ячменя», «из пшеницы»). Но уделяется этой теме (по сравнению с другими) совсем немного внимания, что опять-таки отражает образ жизни древних тибетцев и целомудрие авторов великого трактата. И тем не менее вина классифицируются по вкусу: приятные, кислые и горькие — и по свойствам: острые, горячительные, грубые и скоровсасывающиеся.
У вин достаточно положительных качеств. Во-первых, они хорошо действуют на желудочно-кишечный тракт: усиливают теплоту в первых путях пищеварения, послабляют стул. Во-вторых, излечивают расстройства первых и третьих важнейших жизненных процессов. Кроме того, спиртные напитки, получаемые из пшеницы, риса, ржи, ячменя, гречихи, обладают способностью восстанавливать кровь, а также функции жизненных процессов желчи и лимфы.
Еще сказано в «Чжуд-ши»: «Вина увеличивают сон» (заметьте, не улучшают, а только увеличивают, всегда ли это хорошо?) и «делают человека находчивым».
Но и здесь обратите внимание, как велика и вечно актуальна мудрость авторов:
«Вино, выпитое в избытке, изменяет нрав, заставляет терять благоразумие и стыдливость. Действие вина имеет три периода: в первом периоде опьянения теряют благоразумие и стыдливость, стараются сохранять спокойствие и воображают, что говорят правду; во втором периоде делаются похожими на взбесившихся слонов и совершают безнравственные и безрассудные поступки; в третьем периоде теряют сознание, падают, как мертвецы, и решительно ничего не помнят».